Устройство направляющего колеса ДТ-75
Направляющее колесо ДТ-75 служит для изменения направления движения сбегающей ветви гусеницы ДТ-75, а также для обеспечения нормального натяжения всей гусеничной цепи.
Направляющее колесо ДТ-75 служит для изменения направления движения сбегающей ветви гусеницы ДТ-75, а также для обеспечения нормального натяжения всей гусеничной цепи.
Устанавливается направляющее колесо ДТ-75 в передней части трактора на двух конических роликовых подшипниках (поз. 18,19, рис. 1) и напрессованных на нижний конец коленчатой оси (2). Другой, верхний конец коленчатой оси вставлен в ступенчатое отверстие с закаленными втулками опоры (4) коленчатой оси, вваренной в лонжерон и усиливающую косынку рамы.
Направляющее колесо ДТ-75- это цельная стальная отливка с раздвоенным ободом. Для облегчения колеса и предохранения его от залипания грязью на ободе и диске делаются большие окна, окантованные для прочности по контуру невысокими ребрами. На спицах колеса имеются высокие продольные ребра, придающие ему необходимую жесткость.
Ступица направляющего колеса ДТ-75 имеет гладкую сквозную расточку с канавкой под пружинное стопорное кольцо 8. В расточку ступицы до упора в стопорное колесо запрессованы верхние кольца конических роликоподшипников. Кольцо подшипника (19), расположенного с наружной стороны колеса, упирается в стопорное кольцо через дистанционную втулку (17) с круговой выточкой, при помощи которой стопорное кольцо (8) предохраняется от выхода из канавки.
Нижние кольца подшипников с коническими роликами насажены на шейки нижнего колена оси (2). Кольцо подшипника (18), расположенного с внутренней стороны направляющего колеса ДТ-75, упирается в торец увеличенной шейки оси, а кольцо подшипника (19) с внешней стороны поджимается через упорную шайбу (23) гайкой (22), навернутой на резьбовой хвостовик оси.
Рис.1 Колесо направляющее ДТ-75
Хвостовик имеет лыску, а упорная шайба — соответствующее профильное отверстие, поэтому шайба не может повернуться на хвостовике.
Благодаря этому при сборке и регулировке направляющего колеса ДТ-75 упорная шайба не передает вращение затягиваемой гайки кольцу подшипника и тем самым препятствует его провертыванию на шейке оси.
Гайку (22) завертывают до тех пор, пока не будут устранены зазоры между коническими роликами и кольцами подшипников, а направляющее колесо ДТ-75 будет туго проворачиваться от усилия руки. После этого гайку (22) отпускают на ¼ оборота для свободного вращения колеса и контрят такой же гайкой и замковой шайбой (21) с профильным, как у шайбы (23), посадочным отверстием.
Подшипник направляющего колеса ДТ-75 работают в жидкой смазке, которая заливается в ступицу направляющего колеса. Уплотнительные устройства, подобные уплотнению опорных катков каретки подвески, предотвращают вытекание и загрязнение смазки.
К торцу ступицы колеса привернут корпус уплотнения (10) с уставленным в него круглым металлическим уплотнительным кольцом(16). В канавку на внешнем диаметре уплотнительного кольца (16) заложено резиновое кольцо (9), обеспечивающее герметичность соединения и неподвижность посадки кольца (16) в корпусе.
Между привалочными поверхностями ступицы и корпуса уплотнения устанавливается картонная прокладка. Второе, малое, уплотнительное кольцо (15) свободно надето на шейку коленчатой оси и пружиной (14), заключенной в резиновый чехол (12) с нажимными шайбами (13), прижимается к круглому уплотнительному кольцу. Малое кольцо с фигурным внутренним отверстием удерживается от проворачивания лысками, имеющимися на поверхности шейки коленчатой оси. За счет плотного прилегания колец (15 и 16) притертыми поверхностями обеспечивается герметичность смазки в этом соединении.
Дополнительный лабиринт, защищающий детали уплотнения направляющего колеса ДТ-75 от грязи, образован защитным колпаком (11), приваренным к коленчатой оси, и цилиндрическим хвостовиком корпуса уплотнения (10).
С внешней стороны колеса масляная полость закрыта крышкой (24), прикрепленной к торцу ступицы пятью болтами.
Между привалочной поверхностью крышки и торцом ступицы установлена картонная прокладка.
На крышке (24) имеются два отверстия с конической резьбой, закрытые пробками (20). Одно отверстие, расположенное в центре крышки, является контрольным и служит для проверки количества смазки. Через другое, смещенное отверстие заливают свежее или сливают отработавшее масло.
При заливке масла направляющее колесо ДТ-75 устанавливают так, чтобы смещенная пробка оказалась выше центральной, а при сливе — повернутой вниз. В обоих случаях контрольное отверстие должно быть открытым для выхода воздуха.
Верхнее колено оси свободно проворачивается во втулках, запрессованных в опору рамы, и удерживается от осевого смещения наружу упорной шайбой (6), прикрепленной к торцу коленчатой оси тремя болтами.
Сдвигу оси внутрь препятствует торец увеличенного в диаметре основания верхнего колена оси, упирающийся в буртик втулки опоры рамы.
Трущиеся поверхности шеек коленчатой оси закалены токами высокой частоты для придания большей твердости.
Кроме того, для увеличения долговечности и надежности работы деталей этого узла во внутреннюю полость опоры коленчатой оси через масленку (5) нагнетают смазку УС.
С внешней стороны над коленчатой осью на раме приварен козырек (3), предохраняющий трущиеся торцы оси и втулки от грязи.